• Главная
  • /
  • Послевузовское образование
  • /
  • Докторантура
  • /
  • Справочник-путеводитель докторанта
  • /
  • Содержание образовательной программы докторантуры PhD в условиях кредитной технологии обучения
  • Содержание образовательной программы докторантуры PhD в условиях кредитной технологии обучения

    Образовательная программа докторантуры PhD - это общая характеристика содержания подготовки докторантов, выраженная в основном через перечень дисциплин и виды учебной и научно-исследовательской работы, объединенных в соответствующие циклы с указанием их объема.  

    Образовательная программа докторантуры PhD ориентирована на кредитную технологию. Кредитная технология обучения – это обучение на основе выбора и самостоятельного планирования обучающимся последовательности изучения дисциплин с использованием кредита как унифицированной единицы измерения объема учебной работы обучающегося и преподавателя.

    Образовательная программа докторантуры PhD содержит:

    • теоретическое обучение, включающее изучение базовых и профилирующих дисциплин;
    • практическую подготовку докторантов: различные виды профессиональных практик, научных стажировок;
    • научно-исследовательскую (экспериментально-исследовательскую) работу, включая выполнение докторской диссертации;
    • промежуточные и итоговую аттестации.

    Докторант обучается на основе индивидуального плана работы, который составляется под руководством научных консультантов. Индивидуальный план работы докторанта составляется на весь период обучения и включает следующие разделы:

    1. ИУП (при необходимости может ежегодно уточняться);
    2. научно-исследовательская/экспериментально-исследовательская работа (тема, направление исследования, сроки и форма отчетности);
    3. практика (программа, база, сроки и форма отчетности);
    4. тема докторской диссертации с обоснованием и структурой;
    5. план выполнения докторской диссертации;
    6. план научных публикаций и стажировок, в том числе зарубежных.

    Индивидуальный учебный план докторанта строит с помощью эдвайзера на основании типового учебного плана и каталога элективных дисциплин. Общее количество кредитов по элективным дисциплинам, осваиваемых докторантами должно быть не менее, чем это установлено ГОСО.

    Учет трудоемкости всех видов работ осуществляется по объему освоенного материала и измеряется в кредитах, являющихся единицами измерения трудозатрат докторантов и преподавателей, необходимых для достижения конкретных результатов обучения. При этом действует накопительная кредитная система, учитывающая кредиты, освоенные на предыдущих уровнях образования.

    На «входе» докторант должен иметь все пререквизиты, необходимые для освоения соответствующей профессиональной учебной программы докторантуры. Перечень необходимых пререквизитов определяется высшим учебным заведением самостоятельно.

    При отсутствии необходимых пререквизитов докторанту разрешается их освоить на платной основе. В данном случае обучение в докторантуре начинается после полного освоения докторантом пререквизитов.

    Объем учебной работы докторанта измеряется в унифицированных единицах - кредитах. Один кредит равен 1 академическому часу аудиторной работы докторанта в неделю на протяжении академического периода (семестра). Каждый академический час аудиторной работы сопровождается 2 часами самостоятельной работы.  

    Продолжительность одного занятия - 50 минут. Между занятиями перерыв - 10 минут. Начала занятий с указанием Ф.И.О. преподавателей, аудитории указываются в расписании, которое  выставляется в электронном терминале .

    В ходе реализации образовательных программ по специальностям 6D050600 «Экономика», 6D050900 «Финансы»,   интенсивно  используются инновационные технологии обучения. В распоряжении докторантов специальности имеются Интернет-классы, цифровая видео-лаборатория, инновационный центр, а также центр современных технологий обучения. Кроме того имеются учебно-научные лаборатории.Кафедры располагают кабинетами, оснащенными 24 компьютерами нового поколения, объединенными общей локальной сетью с выходом в Интернет. Кабинеты используются в учебном процессе для проведения виртуальных игр, ознакомления с информационной и законодательной базой, обучающими программами, решениями ситуационных задач, тестовых заданий и проведения презентаций.

    Систематическое посещение занятий обязательно.

    Для удовлетворения потребностей в дополнительном обучении, ликвидации академической задолженности или разницы в учебных планах, изучения учебных дисциплин или освоения кредитов магистрантами в других вузах с обязательным их перезачетом в своем вузе, повышения среднего балла успеваемости существует летний семестр.

    Образовательная программа докторантуры включает:

    • педагогическую и исследовательскую практику – для обучающихся по программе доктора философии (PhD);
    • профессиональную практику – для обучающихся по программе профильной докторантуры.

    Педагогическая практика может проводиться в период теоретического обучения без отрыва от учебного процесса.

    Исследовательская практика докторанта проводится с целью изучения новейших теоретических, методологических и технологических достижений отечественной и зарубежной науки, а также закрепления практических навыков, применения современных методов научных исследований, обработки и интерпретации экспериментальных данных в диссертационном исследовании.

    Производственная практика докторанта проводится с целью закрепления теоретических знаний, полученных в процессе обучения, и повышения профессионального уровня.

    Содержание исследовательской и профессиональной практик определяется темой докторской диссертации.

    Все виды практик реализуются в соответствии с индивидуальным планом в сроки, определяемые учебным планом.

    В рамках научно-исследовательской (экспериментально-исследовательской) работы индивидуальным планом работы докторанта предусматривается обязательное прохождение зарубежной научной стажировки.

    Научная компонента образовательной программы докторанта формируется из научно-исследовательской/экспериментально-исследовательской работы, научных публикаций и написания докторской диссертации.

    Научно-исследовательская работа докторанта должна:

    • соответствовать основной проблематике специальности, по которой защищается докторская диссертация;
    • быть актуальной, содержать научную новизну и практическую значимость;
    • основываться на современных теоретических, методических и технологических достижениях науки и практики;
    • базироваться на современных методах обработки и интерпретации данных с применением компьютерных технологий;
    • выполняться с использованием современных методов научных исследований;
    • содержать научно-исследовательские (методические, практические) разделы по основным защищаемым положениям.

    Экспериментально-исследовательская работа докторанта должна:

    • соответствовать основной проблематике специальности, по которой защищается докторская диссертация;
    • быть актуальной, содержать научную новизну и практическую значимость;
    • основываться на современных достижениях науки, техники и производства и содержать конкретные практические рекомендации, самостоятельные решения управленческих задач комплексного, межфункционального характера;
    • выполняться с применением передовых информационных технологий;
    • содержать экспериментально-исследовательские (методические, практические) разделы по основным защищаемым положениям.

    Результаты научно-исследовательской и экспериментально-исследовательской работы в конце каждого периода их прохождения оформляются докторантом в виде отчета (ежесеместрово и ежегодно) в 2-х экземплярах: один экземпляр передается на выпускающую кафедру, второй экземпляр – в ДПВО.

    Заключительным итогом научно-исследовательской и экспериментально-исследовательской работы докторанта является докторская диссертация.

    Выполнение докторской диссертации осуществляется в период НИРД (ЭИРД).

    Тематика докторских диссертаций разрабатывается выпускающей кафедрой, рассматривается и утверждается Ученым советом Академии.

    Тема докторской диссертации закрепляется за докторантом в течение первых трех ( по требованию) месяцев после зачисления решением Ученого совета академии  и утверждается приказом  Президент - ректора Академии. Направление диссертационного исследования, как правило, должно быть связано с национальными приоритетами, либо государственными программами, либо программами фундаментальных или прикладных исследований. Тема докторской диссертации с обоснованием и структурой, план выполнения докторской диссертации с указанием сроков завершения работы над диссертацией, план научных публикаций, стажировок (при необходимости) отражаются в индивидуальном плане работы докторанта.

    Тема докторской диссертации определяется с учетом ее актуальности; направление диссертационного исследования должно быть связано с национальными приоритетами, либо государственными программами, либо программами фундаментальных или прикладных исследований.

    Научное руководство докторантами осуществляется консультационной комиссией в количестве не менее 2-х человек, назначаемых из числа докторов наук, докторов философии (PhD), один из которых – это ученый из зарубежного вуза.

    Результаты научных исследований докторанта должны быть опубликованы не менее чем в 7 научных изданиях, в том числе не менее 3 публикаций в изданиях, рекомендованных Комитетом, не менее 1 – в научном издании, имеющем по данным информационной базы Томсон Рейтер (Si Web of Knowiedge) ненулевой импакт-фактор или входящих в базу данных Scopus, не менее 3 – в материалах международных конференций, в том числе 1 – в материалах зарубежных конференций.

    Основным критерием завершенности образовательного процесса в докторантуре является освоение докторантом не менее 75 кредитов, из них не менее 15 кредитов теоретического обучения, а также не менее 6 кредитов практики и не менее 50 кредитов НИРД (ЭИРД).

    Вся необходимая информация, касающаяся образовательного процесса в докторантуре Академии, вывешивается на доске объявлений (каб.25).